Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К сожалению, бывают дети, чьи глаза не видят, уши не слышат, ноги не
ходят. Перечислять можно долго, но любые обстоятельства не должны
лишать таких детей прав, присущих остальным. Сюда же относится и право
на образование. Очевидно, что методика обучения незрячего или глухого
ребенка должна в корне отличаться от общепринятой. В связи с этим в
зависимости от вида патологии в нашей стране была выстроена система
специального обучения, включающая в себя восемь видов, где в зависимости
от диагноза различаются методики и образовательные программы:
— I вид — для слабослышащих и глухих детей;
2
— II вид- для глухонемых;
— III и IV виды — для слепых и слабовидящих;
— V вид — для детей с существенными дефектами речи;
— VI вид– для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— VII вид– для детей с задержкой психического развития (ЗПР);
— VIII вид — для умственно отсталых.
Диагностика первых шести видов не составляет труда в виду очевидности
имеющихся отклонений. Соответственно у родителей и специалиста,
установившего факт наличия отклонения, как правило, не возникает
разногласий. Таким образом ребенок получает квалифицированные
образовательные услуги, необходимые для социальной адаптации и
интеграции в общество.
2.Изучение особенностей формирования способа кодирования слова
умственно отсталыми младшими школьниками.
Структура учебного предмета, курса
Добукварный
Выявление индивидуальных возможностей ребенка, особенностей его
психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными
умениями и навыками;
формирование интеллектуальной готовности к освоению грамоты,
готовности к активному участию в учебных занятиях.
Подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и
письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и
речевого развития ребенка;
формировать общеречевые навыки, развивать слуховое и зрительное
восприятие, совершенствовать произношение и развивать мелкие мышцы
рук; знакомить с предметами и явлениями окружающей действительности,
проводить дидактические игры и игровые упражнения.
На уроках обучения грамоте значительное место отводить развитию речи.
Учить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции,
отвечать на вопросы; проводить работу также по формированию правильной
артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. (беседы;
3
заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок;
небольшие инсценировки);
3.Провести сравнительный анализ тетрадей на печатной основе "Прописи"
для массовой школы и школы 8го типа
В первом классе нужно использовать специальные учебные пособия —
прописи для 1 класса. Создавая их, разработчики учитывают, что детям
предстоит справиться со множеством задач. Но, при всех используемых
средствах, они преследуют одну общую цель.
В начальной школе существует несколько изданий, которые невозможно не
запомнить. Среди них особое место занимают прописи для 1 класса.
Впоследствии люди удивляются, как все было легко и просто на начальном
этапе бучения, но на практике первокласснику использовать такие издания
очень сложно. Малейшая клякса превращается в трагедию. Неровные крючки
– это большой минус. Плохо выведенные окружения – это недочет всего
учебного года.
Чтобы избежать неприятностей с оценками, первоклассники вынуждены
тщательно выводить все элементы письменности. Каждое слово состоит как
минимум из нескольких букв, и каждая из них – это сочетание нескольких
элементов. В первый раз соединить все вместе невозможно, и учащемуся
кажется, что он никогда не справится.
Но со временем невозможное становится каждодневным делом. Чтобы
научиться письму, ребенок должен:
1. Быть целеустремленным.
2. Уметь исполнять рекомендации.
3. Уметь быстро применять на практике то, что слышал только в теории.
4.Провести сравнительный анализ планирования уроков обучения грамоте
для нормы и для умственно отсталого первоклассника
Примерный конспект добукварного занятия в общеобразовательном классе.
Тема: Выделение звука [а] в начале слова, фиксация его условнографическим изображением в схеме слова.
Задачи
Образовательные:
— учить выделять первый звук в словах;
4
— учить подбирать слова, начинающиеся с заданного звука;
— познакомить школьников с условным изображением звука.
Коррекционно-развивающие:
— развивать фонематический слух учащихся;
— развивать графические умения.
Воспитательные:
— воспитывать умение работать в коллективе (отвечать по заданию учителя,
слушать ответы товарищей по классу, ждать своей очереди в игре).
Оборудование: предметные картинки, индивидуальные зеркала, листы
«Дидактического материала...» на каждого ученика.
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Проверка посадки детей. Настрой учащихся на
работу.
2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
• Артикуляционная гимнастика
Игра «Узнай звук»: учитель четко артикулирует звук [а] без голоса, обращает
внимание на положение губ в момент произнесения звука. Ученики
повторяют заданный артикуляционный уклад по образцу педагога, смотрят в
зеркало, запоминая положение органов артикуляционного аппарата. Далее
педагог артикулирует разные звуки, ученики должны хлопнуть в ладоши,
увидев артикуляцию звука [а]. Далее в роли ведущего может выступить один
из детей.
3. Изучение нового материала
• Выделение первого звука в словах с опорой на артикуляцию учителя
Примерный конспект добукварного занятия в первом классе с умственно
отсталыми детьми.
Тема: Различение неречевых звуков окружающей действительности.
Задачи
Образовательные:
— учить различать звуки окружающей действительности;
5
— выявлять представления детей об основных цветах и закреплять
имеющиеся у них знания;
— определять состояние графических умений и продолжать работу над их
совершенствованием.
Коррекционно-развивающие:
— развивать подвижность органов артикуляционного аппарата учащихся;
— корригировать и развивать фонематический слух школьников;
— работать над развитием мелкой моторики кистей рук.
Воспитательные:
— учить формам вежливого обращения друг к другу.
5.Разработать конспект (Фрагмент урока письма в период обучения грамоте
для умственно отсталого первоклассника и первоклассников нормативного
развития в условиях инклюзивного класса)
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тип урока: Усвоение нового знания.
Урок обучения грамоте по образовательной системе УМК «Перспектива»
организован в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта. Урок осуществляет в первую очередь задачу
системности использованию ИКТ в образовательном процессе в младших
классах. На уроке применен мультимедийный проектор, компьютер,
дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке,
напечатанный на компьютере. Цель урока – вовлечение каждого ученика в
активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного
овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого
осознания: мир прекрасен, познаваем, раним, в том числе и я – ученик –
активная часть этого мира. Новый материал они изучают в сопоставлении с
уже известным. Применение информационной технологии способствует
созданию наглядной опоры для обучения учащихся данного возраста,
активного вовлечения в учебную деятельность.
6.Разработать содержание индивидуального коррекционного занятия(15-
20)минут для умственно отсталого первоклассника
6
Конспект интегрированного индивидуального коррекционно-развивающего
занятия
Предмет: формирование ориентировочной деятельности; развитие
элементарных навыков общения.
Тема: «Коробочка с сюрпризом».
Цели: умение отслеживать взглядом движение предмета. Формирование
навыков познавательного обследования предметов. Развитие понимания
речи.
Задачи:
*Образовательные:
- формировать зрительные, тактильные. манипулятивные способы
обследования предмета;
- закрепить название частей тела.
*Коррекционно-развивающие:
- фиксировать взгляд на предмете;
- формировать захват предмета раскрытой ладонью.
*Воспитательные:
- слушать голос педагога;
- понимание простых инструкций.
Наглядно-дидактический материал: детский столик, два стула, красивая
коробочка, бубенчики, музыкальная игрушка – цветок.
Возрастная направленность: ранний возраст.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алышева Т.В., Эк В.В. Сравниваем, считаем: рабочая тетрадь по
математике: подготовительный класс:в 2 ч. Ч.2 – М.: Издательство
«Просвещение», 2007. – 7 с. (рис. орех)
2. Ванюхина Г. “Речецветик”. “Русич”, 1996 г.
3. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука
правильного произно¬шения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо,
2005. - 120 с: (рис. фокусник, пианино, разноцветные дорожки)
7
4. Математика для малышей 5 – 7 лет. Цифры, числа, геометрические
фигуры / А.В.Благонравова; худож. А.А.Селиванова.- Ярославль: Академия
развития; Владимир: ВКТ. 2009. – 7с. (рис. сундучок)
5. Поваляева М.А. “Сказки о веселом язычке” - Ростов-на-Дону “Феникс”,
2003 г.
Ванюхина Г. “Речецветик”. “Русич”, 1996 г.
6. Считарь. Числа, счет, сложение / А.Усачев; худож. О.Бабкин,
С.Бабкина - М.: «РООССА» 2011. – 3-4 с. ( рис. мышки)
7. Возовик А. Р., Литвинова Е. В., Макарова И. А. Дошкольное
образование инклюзивного характера: плюсы и минусы // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 269–271.
– URL: http://e-koncept.ru/2017/770771.htm.
8. Шевченко О. В. Доклад «Организация инклюзивного образования в
начальной школе» // kopilkaurokov.ru – сайт для учителей
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/doklad_orghanizatsiia_inkliuziv
nogho_obrazovaniia_v_nachal_noi_shkolie
9. В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин «Букварь», учебник для 1
класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 1. Издание М.: Вита-Пресс,
2016.